«Высокий полет»
Сериал


Команда Первого канала запустила два месяца назад, и на протяжении всего этого времени наши читатели просят меня высказать о нем свое мнение. Ежевечернее сорокаминутное шоу о жизни на Международной космической станции, выполненное в популярном сейчас квазилюбительском стиле, вызвало поначалу шквал критики со всех сторон: говорили о легковесности, недостоверности, нехватке патриотизма, очернении и что «вообще все не так». Многие просто не разобрались в том, что фильм художественный и не обязан отражать реальность прославленной МКС, уже десять лет летающей над нашими головами на высоте 400 км (см. «$ 100 000 000 000 в небе», «РР» № 49, 2010 г.).

У меня, как и у большинства людей, знакомых с космической тематикой, также поначалу было чувство досады: ну как же так, столько интересного наверняка происходит на борту, столько проводят научных, инженерных экспериментов, а нам рассказывают лишь о том, как экипажи обедают, сетуют на здоровье, влюбляются, завязывают шнурки, ремонтируют станцию… Раздражение усиливает обязательный в каждой серии комический эпизод, как будто призванный показать всю бестолковость и ненадежность не только отечественной, но и вообще всей пилотируемой космонавтики.

В общем, после каждой серии я садился за компьютер с намерением написать-таки рецензию на «этот убогий сериал», и всякий раз мне вспоминалось: а ведь да, действительно было! Космонавты мне рассказывали и про «нелегальные» гаечные ключи, которые приходилось засовывать в скафандр перед стартом, чтобы протащить на борт необходимые инструменты, и про трижды протараненный при стыковке борт станции, и про улетевшего в пространство товарища с отцепившимся фалом… И я опять не понимал, про что писать.

Смысл-то в чем?

Каждый вечер на экране мы видим необычайно сложное инженерное сооружение, которое усилиями режиссера превращено в яркую космическую безделушку, предназначенную лишь для того, чтобы космонавты, астронавты и прочие «навты» там просто жили: измеряли друг другу давление и пульс, тренировались, ремонтировали станцию, крутили любовь с симпатичными астронавтками-афроамериканками и… все.

Эта станция ведь даже никуда не летит, постоянно при этом двигаясь со скоростью 27 700 километров в час, — это ли не лучшая метафора безнадежной бессмысленности пилотируемой космонавтики? Или всей жизни человеческой? Если метафору развивать, то мы увидим, что космонавт противостоит даже не хаосу, а просто пустоте, плывущей за тонкой стенкой космической станции. То есть хаосу он тоже противостоит, но своему, «человеческому», рожденному технологией.

Хочется верить, что именно такие идеи двигали создателями сериала и замышлялся он как сага о противостоянии хаоса и пустоты и трагедии человека, вынужденного участвовать в этой борьбе… Могло бы выйти умное, остро-философское повествование о смысле бытия.

Но ничего подобного мы здесь не видим: то ли режиссер недотянул первоначальный замысел, то ли его и вовсе не было, и мы приписываем создателям ту мудрость, которой у них нет и в помине.

В любом случае вместо трагедии получилась комедия, не особенно, впрочем, смешная, к тому же с малоизвестными скучными исполнителями.

Под катом еще 6 неснятых фильмов

(с) Русский Репортер, 18 мая 2011
иллюстрации - Сергей Снурник